Все свежие вакансии в вашем смартфоне! Подпишитесь на наш канал в Telegram !

Осеннее заседание Комитета НП «Эксперты Рынка Труда»

Осеннее заседание Комитета НП «Эксперты Рынка Труда» 23.09.2013
19 сентября в Москве состоялось заседание Комитета по человеческим ресурсам НП «Эксперты Рынка Труда», в рамках которого собрались ведущие эксперты HR-индустрии, чтобы обсудить самые актуальные вопросы и проблематику рынка. Так, традиционно данное мероприятие проходит в кулуарном формате, когда HR-директора крупнейших компаний, входящие в состав Комитета, собираются обсудить самые острые вопросы, волнующие все HR-сообщество.

На этот раз заседание было решено провести в отрытом режиме: к участию были приглашены не только члены Комитета, но и все HR-специалисты, заинтересованные в развитии рынка труда. Поэтому собрание прошло в режиме мини-конференции, в рамках которой было презентовано много новой информации и аналитики по рынку труда – данные были озвучены впервые.

Встречу открыла Юлия Сахарова (Председатель НП «Эксперты Рынка Труда», Генеральный директор Холдинга «Империя Кадров»), поблагодарив всех гостей, нашедших возможность приехать на заседание, и представив основных спикеров Комитета.

Алексей Захаров (Superjob, Генеральный директор; Сопредседатель Комитета НП «Эксперты Рынка Труда» по человеческим ресурсам) в своей презентации совершенно новой статистики портала Superjob.ru рассказал об общих тенденциях развития глобального рынка труда, отметив изменения в социальных программах компаний (соцпакеты), спрос на новые профессии и др. факты. Представитель другого известного интернет-ресурса - Глеб Лебедев (HeadHunter, Руководитель Службы исследований) – подробно остановился на анализе спроса-предложения российского рынка труда в 1-м полугодии 2013 года, впервые представляя результаты совсем нового исследования (обзор рынка труда за 5 лет). Спикер озвучил особенно актуальную сейчас тенденцию, которая связана с популяризацией инструмента интернет-рекрутмента, - рост спроса работодателей, но вместе с тем и снижение соискательской активности, особенно в московском регионе. Несмотря на растущий спрос компаний на рабочие специальности, рынок по-прежнему испытывает недостаток в профессионалах рабочей квалификации. Другая тенденция - смещение спроса от полного рабочего дня к гибкому графику – такое общее настроение рынка. И, как заметил Лебедев, этот может быть одним из средств нематериальной мотивации сотрудников – изменение формы работы на удаленную или даже релокация в другую страну. Спикер добавил, что на рынке отмечается общее снижение уровня прозрачности зарплат: публикуется меньше вакансий с указанием заработной платы.

Яркое выступление Дениса Каминского (FutureToday, Партнер) на тему развития и эволюции рынка труда молодых специалистов отметили все участники заседания. Спикер увлекательно и с большим энтузиазмом, которым заразил всю аудиторию, рассказал о новых инструментах привлечения внимания, вовлечения, мотивации выпускников и молодых специалистов. Денис отметил, что с учетом трансформации всего делового ландшафта, появления новых профессий и других изменений, рынок диктует новые условия: необходимость в разработке новых критериев и методов отбора, новых инструментов, систем компетенций и т.п. Спикер поднял интересную тему, озвучив информацию о работе ВУЗов по созданию Центров карьеры. Каминский отметил, что если в Москве это направление достаточно активно развивается, то в регионах ситуация иная: работодатели не делают запросы в ВУЗы на подготовку тех или иных кадров – нет как потребности, так и бюджета. Денис поддержал тему, затронутую Глебом Лебедевым, - вопрос нехватки квалифицированных кадров рабочих специальностей – но дополнил важной деталью: на самом деле, инженеров и рабочих специалистов готовят не так мало, как заявляют эксперты, просто «качество» таких выпускников оставляет желать лучшего. Каминский также озвучил и другие новые течения, которые существенно влияют на трансформацию рынка труда молодых специалистов: новые требования к ВУЗам по успешности выпускников (процесс поиска «доказательств» успешности выпускников), активное развитие так называемого рынка «high IQ» (рынок талантливой молодежи), общемировая тенденция временной занятости.

По очень актуальной для HR-сообщества теме поиска персонала в соцсетях выступил Дмитрий Щелкунов (Профессионалы.ru, Product manager). Он поддержал коллег и подтвердил информацию о растущем спросе работодателей, основываясь на результатах анализа аудитории ресурса «Профессионалы.ru». Рассказывая о социальном рекрутинге, спикер подчеркнул, что не все еще до конца понимают, что это такое, какие инструменты необходимо применять для эффективного поиска кандидатов в соцсетях. «В нашей стране поиск персонала в соцсетях - это пока "поиск неизведанного зверя"», - заявил Щелкунов. Дмитрий также привел несколько интересных фактов и статистику: так, любопытной оказалась информация, что 56% пользователей сайта «Профессионалы.ру» находятся в поиске работы, хотя заняты и трудоустроены.

Актуальные вопросы правового поля работы HR-департаментов и изменений трудового законодательства озвучили спикеры, выступившие во второй части заседания. Так, Ирина Абанкина (Институт развития образования НИУ-ВШЭ, Директор) рассказала о Законе об образовании, относительно недавно вступившем в силу, при разработке которого в том числе учитывались актуальные изменения и новые тренды на рынке труда. Спикер отметила одну из самых главных тенденций рынка – большое количество работающих студентов, 80% которых начинают работать во время учебы уже на 2-3 курсе. Обозначая некоторые пункты нового Закона, Ирина подчеркнула, что теперь все работодатели включены во все процедуры конкурсного размещения заявок на будущих сотрудников, что любая организация может реализовывать свои программы обучения и повышения квалификации. Абанкина отметила общую тенденцию либеризации рынка дополнительного образования, а также новый тренд, пришедший в Россию с Запада, - так называемое «сендвичное продвижение», когда развитие и повышение квалификации и опыта человека происходит в формате «учусь-работаю, учусь-работаю».

О нюансах нового Закона об удаленной работе, совсем недавно принятого в РФ, а также об особенностях взаимоотношений двух сторон (работодатель и удаленный сотрудник, работодатель и фрилансер) рассказала Марина Вишнякова (Управляющий партнер, PM TEAM). Иван Бердинских (Baker & McKenzie, Юрист московского офиса фирмы) помимо «Закона о фрилансе», рассказал о законодательных изменениях в сфере миграции, а также привел примеры вопросов анкеты для иностранцев, планирующих получить российское гражданство.

Тему глобализации рынка труда, отличий к требованиям работы HR в Европе, СНГ и России подняла в своем выступлении Ольга Голышенкова (Исполнительный директор, МАКО). Помимо интересных фактов и сведений, которые озвучила спикер, Ольга представила любопытный ролик, наглядно визуализирующий гигантские темпы развития технологий, возрастающую скорость жизни – что, без сомнения, сильно отражается на глобальном рынке труда. В рамках темы своего выступления спикер отметила актуальную тенденцию – спрос работодателей на «глобальных» специалистов (например, все больше западных организаций привлекает специалистов с российским бэкграундом). Вместе с этим, как подчеркнула Ольга, многие западные компании, приходящие на российский рынок, испытывают сложности: так, например, на производстве, организованном в России, закупается иностранное оборудование, а внедряется оно с участием российских, часто низкоквалифицированных и неопытных, специалистов. Другая проблематика рынка, которую озвучила Голышенкова, - необходимо привлекать денежные средства в российскую экономику из других стран, но делать это очень сложно, так как на местах нет знаний ни русского языка, ни специфики российского оборудования (например, при организации российского производства в другой стране). Рынку труда нужны новые HR-ы, с новыми знаниями, новыми компетенциями – подчеркнула Ольга. Она добавила, что и сами компании должны меняться: быть проактивными (не сидеть на месте, а самостоятельно выходить на новые рынки, проводить мониторинг, прогнозировать и т.п.), самообучаемыми (функция управления знаниями). Значима также функция компании и роль HR-а в управлении талантами – управление и подготовка людей, способных брать на себя ответственность, внедрять новые задачи и идеи. В данном случае, как заметила спикер, имеются в виду так называемые центры компетенций по различным направлениям компании, которые определяются на уровне топ-менеджмента. Фактически, это центры управления знаниями, которые необходимы каждой компании и включают в себя несколько функциональных направлений: создание внутренних соцсетей, формирование базы взаимопомощи, управление внутренними мероприятиями и событиями, создание «корпоративной тусовки» и т.д.

В завершающей части заседания Комитета был озвучен очень важный вопрос для всего профессионального сообщества: Марина Шалолашвили (НП «Эксперты Рынка Труда», Председатель Комитета по человеческим ресурсам) открыла тему разработки профессиональных стандартов («Профессиональный стандарт в области управления персоналом»). С подробной информацией о создании Комиссии по разработке проф. стандартов, об этапах ее работы, а также с приглашением принять участие в разработке и создании столь значимого для всего рынка труда и для HR-сообщества документа выступила Наталья Галузинская (Председатель Комитета по развитию рынка труда НП «Эксперты Рынка Труда»). После завершения выступления спикера в результате проведенного опроса Комиссия по разработке профессиональных стандартов пополнилась 18 новыми членами из числа профессионалов в области управления персоналом. В продолжение работы Комиссии по разработке профессиональных стандартов по управлению персоналом (специальность – «менеджер по управлению персоналом»).

25 сентября состоится следующее собрание. Приглашаем принять участие! Подробная информация о Комиссии по разработке профессиональных стандартов.